История Плотниковской школы

«Школа… моя школа…»

Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого…

Школа – это всего лишь мгновенье,

Мы понять непременно должны.

Лишь одно, как всегда, неизменно:

Дружба, знанья, надежды, мечты.

 

Школа в нашей памяти – это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюблённость, родительские нотации, строгие учителя…

Проходят годы, сменяются столетия,  а память о родной школе навсегда останется у человека, как одна из самых ярких страниц в его жизни. Из каждой такой странички и состоит большая книга истории нашей школы.

Становление образования в х. Плотников неразрывно связано с историей поселения. Вспоминая историю села,  нельзя не говорить об истории школы, ведь зачастую школа на селе является единственным культурным центром, который в современном мире играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование, развитие, профессиональное самоопределение.

История х. Плотников начинает свой отсчет с 1862 – 1863 годов. По воспоминаниям старожилов, основателями хутора являлись казаки, проживавшие в станице Березовской. Весной 1960 года река Медведица почти затопила станицу Березовскую и перерезала её на две части. Казаки, проживавшие на правом берегу, решили выделиться из станицы и образовать отдельный хутор. Они-то и стали селиться на  месте, где расположен современный хутор Плотников. Трагические страницы отечественной истории первой половины 20-го века не прошли стороной хутор и  его жителей. В годы революции и гражданской войны население хутора так же, как и всей страны, поделились на «красных» и «белых». После окончания гражданской войны  жизнь в хуторе стала строиться по-новому.

  Вот тогда, в начале 20-х годов в хуторе Плотников была создана первая школа.

 

         Свою историю Плотниковская школа начинает с маленькой, расположенной в простой крестьянской избе школы, состоящей только из двух классов. Она была открыта в х. Плотников в 1918 году. До этого времени в хуторе обучались только дети богатых жителей, и грамоте их обучал заезжий цыган. 

После Октябрьской революции жители решили, что в хуторе Плотников должна быть настоящая школа. 

В частном доме предоставили две комнаты, куда приходили первые ученики - дети крестьян.

После Гражданской войны, проводилась большая работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. И в 1920 году школа была преобразована в четырехлетнюю. Для этого специально выделили более просторный дом, который смог бы вместить всех учеников.

 

В 1929 году жители  хутора Плотников  провели собрание,  на котором решили создать у себя более крупное коллективное хозяйство. Оно получило название «Двадцатипятитысячник». В колхозе организовали четыре бригады, одна из которой являлась комсомольской.                

Стране очень нужны были грамотные люди, поэтому  уже к 1938 году в школе открылся 5 класс. 

Жизнь не стояла на месте. В 1939 году в школе был открыт 6 класс, а в 1940 году – она стала семилеткой.

Отгремели бои Великой Отечественной войны. Именно в это время Плотниковская школа получила статус восьмилетней.

Жизнь налаживалась, хутор рос, население увеличивалось. Дом, выделенный под школу, стал тесен. И на правлении колхоза было принято решение о строительстве нового здания школы, которое началось в 1966 году. В 1968 г. состоялось открытие нового здания школы. Первым погожим сентябрьским деньком 1968 года спешили в школу и взрослые и малыши. Начинался новый учебный год в только что отстроенном здании школы. 

С 1-го сентября 1968 г. Плотниковская школа стала средней.

Первым директором в новой школе стал Водолазко Григорий Николаевич, фронтовик, комсомольский вожак, а впоследствии – партийный лидер. Григорий Николаевич возглавил молодой, творческий коллектив учителей. Рядом с ним трудились Дёмина Нина Григорьевна, Шашкина Татьяна Ивановна, Ускова Пелагея Меркуловна, Пахомова Любовь Арсентьевна, Фирсова Людмила Александровна, Короткова Татьяна Петровна и другие.

Первый выпуск школы состоялся в 1970 году. Тогда аттестаты об окончании Плотниковской средней школы получили 22 учащихся.

Классными руководителями выпускного класса были Пронин  Владимир Иванович – учитель математики, его жена Пронина Нина Евгеньевна – учитель русского языка и литературы. По их воспоминаниям,  это были активные ребята. Они организовали самоуправление в школе, шефствовали над колхозной молодежью. Около школы был участок, возделывали они его сами: сажали и собирали урожай. Окончив школу и получив аттестаты, вышли ребята в долгий и трудный, но счастливый путь – жизнь.

Долгий путь нашей школы – это живая история, история в делах, в традициях, в лицах. Но плавание нашего школьного корабля не было бы таким удачным, если бы не его капитаны – директора школы. За всю многолетнюю биографию школы их было несколько.

      Директорами школ в разные годы работали:

Чумаков Иосиф Севастьянович – 1936г. – 1952г.

Дородников Иван Иванович – 1954г. – 1966г.

Водолазко Григорий Николаевич – 1966г. -1980г.

Дёмин Дмитрий Тимофеевич – 1980г. -1984г.

Зажигаев Александр Павлович – 1984г. -1999г.

Олейникова Елена Александровна – 1999г. - 2007г.

Елхов Владимир Николаевич – 2007г. – 2010г.

Мигитенко Александр Юрьевич – 2011г. – 2013г.

Егорова Ирина Борисовна – 2013 и по настоящее время

 

       Школа, родная школа. Нет ничего дороже этих слов в жизни каждого человека. Школе, где мальчик и девочка делают первые шаги в мир знаний, учатся азам науки, во многом определяет их будущее. И, конечно, большую роль в этом играет учитель и воспитатель.  В разные годы в нашей школе работали педагоги и воспитатели, которые трудились на благо детей, отдавали им частицу своих сердец, тепло, заботу, создавая домашний уют, открывая мир знаний, открытий, учили думать, мыслить, отличать добро от зла, открывали детям путь в новую, взрослую жизнь. 

Особой гордостью школы являются учителя, прошедших с оружием в руках до Победы. После окончания Великой Отечественной войны фронтовики в разное время работали в нашей средней школе, посвятив себя самому мирному делу – обучению и воспитанию детей.

Учителя-фронтовики:

Дородников Иван Иванович – на фронте с 16 июля 1941 года. Участвовал в обороне Крыма, в излучинах Дона, а затем в Сталинграде. Иван Иванович имел военное звание – политрук эскадрона; занимал должности: политрука пулеметной роты, политрука роты ПТР, заместителя политрука батальона по политчасти. Из-за 2- х ранений и контузии в 1944 году был демобилизован и вернулся к мирному труду. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 12 лет был директором школы.

Гоголев Виктор Прокофьевич: родился в 1918 г, в х Заплавка. Участвовал в войне с финнами. С 1941 года и до победного конца воевал на различных фронтах Великой Отечественной войны: на Северном фронте, на Синявских болотах. Награжден орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Германией». С 1970 года преподавал математику в Плотниковской школе.

Водолазко Григорий Николаевич: родился в 1927 году в хуторе Плотников. В декабре 1944 года был призван в армию. В июле 1945 года из учебного полка сержантом был направлен в Монголию. С 9 августа по 2 сентября в должности командира отделения автоматчиков, участвовал в боях с японскими агрессорами. Награжден медалями «За отвагу, «За боевые заслуги». С 1966 года преподавал географию в Плотниковской школе, с 1966 по 1980 год директор школы.

Династия – это преемственность поколений одного рода в том или ином виде деятельности. Есть династии монархов, художников, артистов, учителей. В Плотниковской  школе так же есть учительские династии:

Династия Водолазко - Григорий Николаевич и Клавдия Константиновна, дочь Бирюкова Ирина Григорьевна, сын Водолазко Николай Григорьевич с женой Водолазко Ольгой Александровной.

Пронины – Владимир Ивановича и Нины Евгеньевны; Баранниковы – Евгений Федорович и Любовь Семеновна; Демины – Дмитрий Тимофеевич и Нина Григорьевна, Зажигаевы – Александр Павлович и Ирина Владимировна, Чумаковы – Николай Васильевич и Таисия Николаевна, Бирюковы – Петр Федорович и Татьяна Николаевна; Пахомовы – Виктор Федорович и Лидия Ивановна;  Елховы – Владимир Николаевич и Людмила Владимировна, Егоровы – Ирина Борисовна и Иван Иванович.

Как говорится «Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей!».  За годы существования нашей школы из ее стен вышло более тысячи выпускников, из них 9 учащихся закончили обучение с золотыми медалями, а  20  - с серебряными.

 

Многие из них своими делами прославили свою малую родину и родную школу.

Иван Григорьевич Потапов с четвертого класса обучался в Плотниковской восьмилетней школе. После школы поступил в Качинское высшее авиационное училище в г.Волгограда. Присягу принимал на Мамаевом кургане. В 1972 году окончил училище, получил звание лейтенанта. Военную карьеру начинал с полетов на самолете «МИГ – 21». 30 июня 1984 года Иван Григорьевич был направлен в Афганистан для выполнения интернационального долга. Нес службу в звании майора. Вместе с  товарищами  совершил много боевых вылетов для ликвидации душманских банд. 1 июня 1985 года  при выполнении боевого задания Иван Григорьевич погиб, но память о нем жива. В х. Плотников одна из главных улиц названа его именем. 6 января 1999 года была открыта мемориальная доска, она расположена на здании школы. На ней написано: «В этой школе учился И.Г. Потапов, майор ВВС, погибший при выполнении боевого задания в Афганистане 1 июня 1985 года».  Потапов И.Г. награжден орденом Ленина (посмертно), орденом «За службу Родине в рядах ВВС», юбилейными медалями «За безупречную службу». Похоронен И.Г.Потапов в х.Плотников.

 

       В Плотниковской школе как и прежде звенит детский смех, ее ученики достигают все новых успехов в учении, творчестве и спорте. Сегодня в нашей школе обучается 96 детей, работают 15 талантливых учителей в самом расцвете педагогических и творческих сил. 

Много сил и стараний прикладывают учителя, чтобы учебные кабинеты школы были оборудованы всем необходимым для качественного обучения детей. В школе имеется оборудованный компьютерный класс, по школе проходит единая локальная сеть с выходом в Интернет. Учебные кабинеты оснащены компьютерами. Учителя и ученики уже не представляют себе проведение уроков без использования  интерактивной доски. 

  Школа работала над проблемой  сохранения здоровья и физического развития учащихся с использованием современных педагогических  технологий в воспитательном процессе.

И пусть за годы существования школы менялись руководители, содержание программ, учебников, вводились новые педагогические технологии, но неизменным оставалось одно - любовь учителей к ученикам, заинтересованность в их дальнейшей судьбе. А значит, история школы продолжается.

 

 

           (Материалы школьного музея МБОУ Плотниковской СОШ)